1. Отныне в Градкодексе Российской Федерации впервые закрепляется исчерпывающий перечень мероприятий, необходимых для реализации проектов по строительству и реконструкции объектов капитального строительства, а также нормативное определение понятия «рабочая документация», оформление правового статуса рабочей документации.
Таким образом, устанавливается запрет на предъявление к застройщику требований о получении разрешений, согласований, не установленных в соответствии с ГрК РФ. Региональные процедуры могут осуществляться до 1 сентября 2022 года.
2. Согласно принятым изменениям, рабочая документация разрабатывается на основании проектной документации, подготовка проектной документации и рабочей документации может осуществляться одновременно. В законе указан перечень случаев, при которых изменения в рабочую документацию могут вноситься без синхронных изменений в проектную документацию. Изменения рабочей документации с момента их утверждения застройщиком, техническим заказчиком признаются частью проектной документации.
3. Нормативно закрепляется институт типовой проектной документации. Согласно закону, такая документация подлежит включению в единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации. Это позволит существенно сократить сроки разработки проектной документации и прохождения экспертизы за счет применения типовых проектных решений.
4. Проведение всех экспертиз для строительства должно осуществляться на основании однократного обращения заявителя, а взаимодействие между уполномоченными органами, организациями, должно осуществляться без участия заявителя.
Порядок проведения экспертизы по принципу «одного окна» будет устанавливаться Правительством Российской Федерации.
5. Ограничиваются полномочия Росреестра по проверке проектной документации построенного объекта в ходе проведения кадастрового учета.
5.1.Проектная документация используется для составления технического плана построенного объекта, но больше не прилагается к нему. В техническом плане указываются лишь сведения о такой проектной документации;
5.2.Государственный регистратор не вправе определять величину отклонения площади построенного объекта, указанной в техническом плане, от первоначально запланированной площади объекта, исходя из проектной документации. Величина отклонения теперь определяется путем сравнения технического плана только с разрешением на строительство.
Так устраняется дублирование полномочий органов власти, исключаются избыточные полномочия государственных регистраторов прав по проверке проектной документации построенных зданий и сооружений.
Федеральный закон вступит в силу с 1 сентября 2021 года, за исключением отдельных положений, для которых Федеральным законом установлены иные сроки вступления их в силу.
С текстом закона можно ознакомиться в Системе обеспечения законодательной деятельности Государственной Думы.