Свято-Троицкий собор в Каменске-Уральском

Миссия СРО «Уральское объединение строителей» — видеть в строительном сообществе конкретных людей с их задачами и потребностями, решать эти задачи, приносить максимальную пользу строителям, создавать комфортные условия для работы компаний-членов УОС.



Адрес: Каменск-Уральский, ул. Ленина, 126. 
Строителями были каменцы: заводские плотники и каменщики.

Свято-Троицкий собор начал строиться в то же время, что и завод. Первый деревянный храм, построенный в 1701 году в честь Трех Святителей с приделом праведного Артемия Верхольскаго, сгорел в 1768 году. Вновь отстроенный в 1770-м году второй деревянный храм в честь тех же святых сгорел во время пожара в 1815 году. Но еще в 1790 году рядом с деревянным стали строить каменный храм и освятили в 1813 году в честь Живоначальной Троицы.

Проект оказался не удачным, появилась угроза обрушения колокольни. За создание нового проекта и взялся главный архитектор Екатеринбургского управления горных заводов М.П. Малахов. Собор располагается в центре соборной площади - исторического центра города, архитектурный комплекс М.П. Малахова. Говорят, что именно с этой площади началась вся история города-металлургов. Поэтому не удивительно, что вокруг неё собрались основные исторические достопримечательности: краеведческий музей (бывшее здание Управления Каменского завода), Свято-Троицкий собор.

Проект собора был выполнен в 1821 году. Архитектор обогатил пластику церкви двумя портиками с юга и с севера, надстроил трапезную вторым этажом. Но главное состояло в замене старой невыразительной колокольни новой, которая должна была стать символом и завода, и города. Новую колокольню украсили большие арочные трехчастные окна, величественная коринфская ротонда со сферическим куполом. Завершилась колокольня не шпилем, а четырхгранным обелиском.



Свято-Троицкий собор в 1920-х годах.

В 1828 году в полном соответствии с ним были перестроены приделы и колокольня, вся церковь «совершенно окончена, внутри и снаружи оштукатурена». Одновременно с собором были реконструированы:
1. Комплекс конторы Каменского чугунолитейного завода (1825-1830 гг.) – ныне Каменск-Уральский городской краеведческий музей.
2. Складские помещения Каменского завода (1828 г.) – ныне драмтеатр, перестроенный в 1958 г. архитектором В. А. Гагариным.
3 .Госпиталь Каменского завода (построен в 1826 г.) – ныне жилой дом по ул. Красных Орлов, 4, перестроенный в советское время.
5. Гостиный двор. (1820-1840-е г.г.), перестроен в к. Х1Х в.

Строителями этих прекрасных зданий, памятников архитектуры, были каменцы: заводские плотники и каменщики. Мастера по плотинному делу, возглавлявшие бригады плотников, Садовников Алексей и Садовников Егор. Фамилия Садовниковых, учеников фурмового дела встречается в списках Каменского завода в 1780- е годы. Впоследствии эта одна из самых распространенных фамилий в Каменске и заводская династия мастеровых.

Плотниками на строительстве в тот период были заводские работники. Интересно, что рабочие представляли трудовые династии. Один из них – Колмогорцев Василий, предки которого проживали в Каменске еще в 1719 г. и трудились молотовыми работниками на заводе. Кроме того, известен плотник Кузнецов Захар - имеет родословную, которая своими корнями уходит в первые годы строительства завода. Династия Шамариных ведет свой род от Никиты Семеновича, прибывшего на строительство Каменского завода с группой других специалистов в 1701 году «по указу из Москвы». Шамарин Николай с сыном Никитой и Шамарин Иван работали плотниками, трудились на строительстве храма и здания заводской конторы. Как и плотник Безсонов Егор, предки которого работали меховыми подмастерьями в 1719 году. Среди заводских рабочих отметим плотника Шарнина Дмитрия. Его предок, основатель династии Ефтифей Шарня, трудился на заводе в 1730-е гг. 

В XIX веке регистрация и заключение строительных контрактов на вновь заводимые каменные церкви, а также ремонт и их реконструкцию, осуществлялось под строгим руководством Пермской Епархиальной Консисторией со всеми записями в книгах духовного правления. В контрактах записывались сведения о подрядчиках, заказчиках, предмете договора, обязанностях сторон, времени и условиях работы, отличаясь большой ясностью, конкретностью и краткостью изложения. Большинство подрядчиков не могли засвидетельствовать договор своей подписью «за неумением сей грамоты». При этом они доверяли или просили по личной своей просьбе подписаться вместо себя другого человека, порой даже из другой деревни или волости, хотя прекрасно умели считать и были искусными мастерами своего дела.

Например, мастер из Каменской слободы – Алексей Клевакин в феврале 1839 г. заключил подряд на изготовление железных цепей для подвешивания паникадил на сумму 16 рублей. Не отказывались мастера Каменского завода и от неквалифицированной (вспомогательной) работы: покраска ставень, уборка мусора, сборка и разборка лесов. Характерным примером служит выплата 6 рублей мастеровому Герасиму «за крашение оконниц». При заключении договора заказчик предъявлял к исполнителю с прописанием в договоре нравственно-добродетельные требования в поведении. Так, например, в соглашении между бригадой Черноскутова оговаривались следующие условия: «…с подозрительными людьми не знаться. Вести себя добропорядочно и без пьянства. Если же заказчик усмотрит погрешности в работе, подрядчику беспрекословно исправлять брак с простоем за свой счет». При этом, ко всему сказанному, заказчик обязывался предоставить жилье для подрядчика и его «товарищей», а также «…дать женщину-стряпуху и капусту для щей».