Новоуральский вокзал
Адрес: Новоуральск, ул. Вокзальная, 11.
Построен в 1975 год СМУ-2.
Среднеуральское строительное управление образовано в 1945 году. От недостроенного завода авиационных двигателей управлению переданы промышленное здание, брусковые 2-х этажные дома, конный парк, ж/д путь. По сути, ничего не было. Но была правительственная задача – создать город Новоуральск и комбинат новой отрасли промышленности. В январе 1946 года прибыли первые военные строители – 4500 человек. Потом приехал начальник строительства – генерал-майор Иван Павлович Бойков. В 1949 году в Новоуральске сдана в эксплуатацию первая очередь завода разделения изотопов, были построены школы, первые дома, кинотеатр «Родина».
СМУ-2 возглавлял с 1945 года Завен Сумбатович Джилавян. В 50 годы, под его руководством, построены Театр оперетты, кинотеатр Родина. Проекты ленинградских архитекторов. Изящная архитектура, в отличие от 70-х годов. Позже, в 1972 году, СМУ-2 возглавил Левченко Олег Александрович. СМУ-2 – Основная генподрядная организация по строительству всего города, входила в Среднеуральское строительное управление. Подрядчики – Управление отделочных работ (начальник Владимир Александрович Лукьянов), управление инженерных работ (Сергей Сергеевич Поваляев), монтажно-строительное управление (Всеволод Дмитриевич Опарин).
Старое здание вокзала (1900 год).
Основные заказчики СМУ-2 – Уральский электрохимический комбинат, автомоторный завод, Верх-Нейвинский завод цветных металлов, Среднеуральское управление строительства (Михаил Александрович Михеев). Город расположен на уральском перевале. Отсюда трудность в строительстве: земляные работы на скальных участках и а в пониженных местах – на болотах. Рабочие – вольнонаемные и военные строители (стройбат). СМУ-2 входило в Среднеуральское строительное управление, наряду со СМУ-3 (Свердловск). Отличие от СМУ-3 в том, что требовалось построить одновременно несколько объектов.
О строительстве вокзала вспоминает Юрий Семенович Никешин, работавший архитектором с 1970 по 1980 год в Среднеуральском управлении строительства: «Виталий Рафаилович Рабинович привез проект, показал руководству города, и после этого в Среднеуральское управление строительства поступили рабочие чертежи. Главный инженер СУУС Евгений Борисович Губенин, посмотрев их, вызвал меня к себе и предложил: «Посмотри внимательно. Мне здесь не все нравится. Подумай, как можно сделать по-другому». Дело в том, что в проекте крыша вокзала выглядела как большой козырек, который весь должен быть оштукатурен. А вы представляете, как ведет себя штукатурка в нашем уральском климате! Губенин сказал: «Юрий Семенович, надо предложить здесь что-то новое».
В то время, в начале 70-х годов, только – только начали появляться новые материалы, в том числе оцинкованный штамп-настил для кровли. Это было новым словом в строительстве. Поэтому возникла мысль: «а нельзя ли использовать здесь штамп-настил?». В техническом отделе, где я работал, были инженеры – конструкторы. Мы с ними посмотрели предусмотренные проектом стальные каркасы крыши: часть переработали, часть оставили. Работали тогда в отделе инженер – строитель Анатолий Собко – он и рассчитывал каркасы, а я рисовал фасады. В чем заключалось наше решение? Штамп-настил с помощью нержавеющей проволоки приварили к каркасу. Но его, штамп-настил, надо было еще и покрасить. В то время с окраской оцинкованного металла тоже были проблемы – любая краска от него отшелушивалась. А я как-то прочитал в одной книге: чтобы покрасить оцинкованную деталь, надо предварительно нанести нее алюминиевую краску. Дело в том, что алюминиевый порошок хорошо реагирует с цинком, прочно с ним сцепляется. Так мы и сделали: смешали алюминиевую пудру с прозрачным лаком, покрасили козырек, и это покрытие стоит до сих пор. Вот так мы ушли от штукатурки, применив более современный материал. И, кстати, Рабинович одобрил это решение, потому что тоже понимал, что штукатурка – это ненадежно. А идея эта родилась не на пустом месте.
Наше Министерство среднего машиностроения было передовым во многих отраслях, в том числе и в строительстве. А наше управление было одним из лучших в министерстве. Во всяком случае, наша отделка была точно лучшей в Минсредмаше. Во всей области не было такого качества отделки и такого знания материалов, как у наших отделочников. Им было чем гордиться, а мы гордились ими. В проекте совершенно неинтересно были решены боковые фасады гостиницы: на больших ровных поверхностях предусматривалась просто штукатурка с побелкой. И я предложил тогда создать эффект выпуклой, объемной плитки путем нанесения трафаретной росписи – «теневых уголков». Так простыми средствами, дешево, без дополнительных затрат мы добились желаемого эффекта. Кроме наружной отделки, мне поручили сделать внутренние интерьеры зала.
Проектом там были предусмотрены простые мозаичные полы. А я решил для большей выразительности совместить брекчию (колотый мрамор) с мозаикой: отдельные кусочки мрамора поместили в цветной цемент, перемешанный с мраморной крошкой. Для получения четкого геометрического рисунка участки разного цвета и с разными заполнителями разделили металлической полосой. Также новым словом в строительстве были витражи с использованием алюминиевого профиля. Рисунок витража был в проекте из цветного стекла - смальты. Это решение оставили. Хорошо гармонирует с оконными переплетами облицовка колонн тоже алюминиевым профилем. Согласно проекту они должны были быть оштукатурены и покрашены. Но я посчитал, что крашеные колонны в таком красивом зале не будут смотреться. Наружная лестница, которую все знают, была выполнена в проекте из железобетона и смотрелась очень тяжеловесно. Мы заменили ее на стальную сварную конструкцию. В общем, много было внесено предложений строителями, и все эти наши предложения и дополнения улучшили, на мой взгляд, здание вокзала, сделали его интереснее. Он был признан лучшим вокзалом на нижнетагильской ветке. И это, кстати, отмечалось на его открытии».
Здание вокзала получило высокую награду – Диплом Госстроя 3-й степени.