СРО «Уральское объединение строителей» совместно с Национальным объединением строителей (НОСТРОЙ, Москва) реализует ряд антикризисных системных мер, направленных на решение проблем подрядчиков, малого и среднего бизнеса в строительстве.
Говорит Денис Снетков, СРО «Уральское объединение строителей»: «Несмотря на бытующие мнения, что, мол, строительство готово к кризису, наше СРО, объединяющее по численности больше всего компаний в области, говорит об обратном. Во-первых, кризис показывают большое количество предложений в НОСТРОЙ по решению финансовых и иных проблем. Во-вторых, наш опрос среди подрядчиков показал, что сегодня еще больше обострились ряд главных трудностей. Поэтому некоторые стройки останавливаются».
Самые важные проблемы:
1. 63 процентов подрядчиков заявили об отсутствии необходимого количества оборотных средств, а заказчики требуют строить за деньги исполнителя.
2. 80 процентов заказчиков задерживают оплату – доходит до 120 дней.
3. Поставщики стройматериалов сегодня переходят на работу без рассрочки, на полную предоплату. В результате, подрядные компании вынуждены брать деньги на материалы только из своих ресурсов. Поскольку речь идет о рынке, повлиять на ситуацию невозможно.
4. 90 процентов благонадежных подрядчиков жалуются на демпинг – недобросовестные исполнители строят зачастую ниже себестоимости, чтобы заработать на «жизнь». В итоге, профессионалы находятся без работы.
5. Молодым фирмам, которые хотят попробовать свои силы в работе с культурными объектами, нет доступа на рынок – по закону, даже получив лицензию, компании нужен опыт работы.
В настоящее время НОСТРОем направлено в Минстрой РФ для принятия правительством России 85 антикризисных предложений от различных региональных СРО, в том числе 10 предложений от «Уральского объединения строителей».
Наиболее важные и срочные инициативы, которых включены в пакет антикризисных мер:
1. Дабы заказчики не затягивали сроки оплаты, обеспечить соблюдение сроков оплаты и приемки выполненных работ. Обязательное использование заказчиками типовых контрактов, в которых установлены сроки приемки и оплаты работ – не более 10 дней. Распространение такой практики на коммерческий рынок.
2. Для обеспечение малого бизнеса оборотными средствами предусмотреть обязательное включение в типовые условия договоров строительного подряда и в уже заключенные договоры авансов на сумме не менее 50% от стоимости договоров (а также до 100% на приобретение оборудования материалов, конструкций). Предусмотреть обязательное авансирование до 30% для подрядных организаций, выполняющих коммерческие контракты.
3. Чтобы избавиться от демпинга непрофессионалов при строительстве муниципальных объектов, перевести строительную отрасль на конкурсный порядок вместо аукционов. В конкурсах снижение цены не будет определяющим фактором.
4. Сегодня добросовестные подрядчики не успевают подготовиться к тендерам в 44 ФЗ за семь дней (невозможно быстро изучить проект, съездить на объект, получить банковскую гарантию). Принимаемы мера: внести в законодательство о государственных закупках нормы, предусматривающие увеличение сроков извещения заказчика о проведении закупки до 21 дня.
5. Для входа на рынок строительства и реставрации культурных объектов предусмотреть для новых компаний обязательный минимальный, несложный объем работ – наработка опыта.